-
ДРЕВО II
Генеалогия пикториально-магического кино-фотореализма
Прежде чем начать разговор о творческой фотографии хотелось бы немного поразмышлять о том, какие собственно тенденции в развитии различных технологий предвосхитили изобретение фотографии ( «нового искусства, рожденного химией, оптикой, солнечным лучом и изобретательским гением человека»3.) и какие базовые элементы являются основой пикториально-магического кино-фотореализма — нового направления в изобразительном искусстве.
Здесь, по-видимому, точками отсчета можно считать развитие оптики, изобретение камеры-обскуры, открытие законов прямой (линейной) перспективы и последовавший затем этап интенсивного развития иллюзионизма в изобразительном искусстве, приведшие, в конце концов, к изобретению фотографии (см. приложение «Генеалогическое древо пикториально-магического кино-фотореализма»).
ОПТИКА [2,3]٭
Из глубины тысячелетий тянется тонкий луч оптической оси, связывающий неведомого художника, впервые созерцавшего мир в преломлении кристалла горного хрусталя и современного кинофотохудожника. Сидя у ночного костра и любуясь, сквозь магические грани игрой искрящегося пламени он уснул. Волшебный кристалл выпал из его рук и ударившись о камень, разбился на два куска. Один осколок упал в середину пылающего костра, другой — на жаркие угли. Утром, проснувшись, художник стал искать свой волшебный кристалл, но в пепле кострища он обнаружил хрустальный шар и линзу …. Это, конечно, история в духе барона Мюнхгаузена. Температура плавления кристалла горного хрусталя 1570º и, все-таки, древний человек научился и стекло плавить, и превращать кристаллы в линзы и шары.
Из глубокой древности тянется непрерывная череда открытий и развития оптики от первых хаттских линз, стеклянных античных шаров для разжигания «чистого» огня священных костров, к первым подзорным трубам, телескопам, микроскопам и… , наконец, к первым объективам в камере-обскуре, а затем и фото-;кинообъективам.
■ Древняя Анатолия. 2500 г. до н.э.
Первые линзы из горного хрусталя найдены при раскопках Трои Генрихом Шлиманом в 1890 году. Международная комиссия археологов определила, что большинство из них выполнены по технологиям XIX века с применением высокотвердых инструментов из стали с использованием мощной оптики. Научная экспертиза подтвердила, что многие золотые, серебряные и костяные вещи этого периода изготовлялись с помощью лупы и пинцета.
■ Древняя Месопотамия. 700 г. до н. э. Предмет из горного хрусталя, эллипсоидной формы, 4,2 сантиметра длиной и 3,43 сантиметра шириной, со средней толщиной в 5 миллиметров. Линза была найденная во время раскопок, производившихся Остином Генри Лэйардом в 1849 году в Ираке в одном из залов дворца в Калху, известном также как город Нимруд. Первоначально у этой линзы была оправа, возможно, из золота или другого драгоценного металла, пригнанная с большой тщательностью. Самое удивительное то, что речь идет о настоящей плоско-выпуклой линзе, которая была вырезана в форме тороида и с многочисленными прорезями на плоской поверхности. Очевидно, что она использовалась для коррекции астигматизма. Поэтому диоптрическая градуировка на этой линзе в разных ее частях различная, от 4 до 7 единиц, и уровни повышения диоптрий колеблются от 1,25 до 2. Изготовление подобного прибора требовало высочайшей точности работы. Ее поверхность сначала была полностью плоской с обеих сторон и обладала совершенной прозрачностью — качеством, которое, сейчас во многом утеряно благодаря воздействиям, неизбежно оставляющим свои следы на артефакте древностью в 2,5 тысячи лет. Весьма существенно, что линза имеет размеры глазного яблока и даже совпадает по параметрам с некоторыми современными стандартными линзами.
■ Древняя Месопотамия. 600 г. до н.э.
Несколько линз из стекла с разным увеличением, были найдены в Саргоне. С какой целью изготовлялись линзы не известно. Время их изготовления 600-400 г. до н.э.
■ Древняя Греция. 500 г. до н.э.
Стеклянные линзы для разжигания от лучей «чистого» жертвенного огня, посланного богом Гелиосом. О таком способе зажигания жертвенного огня говорится в комедии Аристофана «Облака», написанной в 423 г. до н.э. То же самое умели делать и друиды. Они использовали прозрачные минералы для того, чтобы выявлять «невидимую субстанцию огня».
■ Древний Рим.
О зажигательных свойствах стеклянных шаров упоминают в своих произведениях римские писатели Плиний (23-79 г. н.э.) и Сенека (6-3 г. до н.э. — 65 г. н.э.).
Своеобразной линзой для улучшения зрения пользовался римский император Нерон (37-68 г. н.э.). Он всегда носил с собойбольшой изумруд и, когда хотел лучше разглядеть своего собеседника, подносил изумруд к глазу. Видимо, изумруд Нерона имел форму и свойства увеличительной линзы.
■ Древний Восток.
Начиная с Х века н.э. учёные приступают к научным исследованиям в области оптики. Первым среди них был арабский ученый Альхазен (Ибн-аль-Хайсан), написавший трактат «Сокровище оптики».
■ Швеция. XI век. Линзы из горного хрусталя с острова Готланд, выполненные по всем законам оптики и применявшиеся для астрономических наблюдений.
■ Франция. XIII век.
Ученый средневековья Роджер Бэкон с удивительным интуитивным прозрением пишет: «Прозрачные тела могут быть так обработаны, что отдаленные предметы покажутся приближенными». Это за 350 лет до изобретения первой зрительной трубы и создания увеличительных приборов.
■ Польша. XIII век.
1271 г. Польский учёный Вителло написал трактат в десяти книгах, полностью посвященных оптике. В этом труде получили развитие идеи и опыты Альхазена.
■ Италия. XIII-XVII век.
-1285 г.Пиза. Изобретение очковых линз: первым сделал очки «некто не пожелавший открыть своей тайны». — Флоренция. Надгробная надпись в церкви «Санта Мария Маджоре» указывает на имя создателя очков Сальвино Армати. Упоминаются и другие имена.
— В XIV веке появились очки корректирующие близорукость. Портрет папы Льва Х. Рафаэль. 1517-1519 г.г.
— Конец XV в. Леонардо да Винчи. Исследования в области физиологической оптики (природа зрения, строение глаза — человеческого и животного, ход световых лучей в глазу), геометрической оптики (ход лучей в линзах и камере-обскуре, аберрация оптических систем, фотометрия и т.д.). В 1509 году Леонардо сконструировал станок для шлифовки вогнутых зеркал и линз, облегчив ручной труд шлифовальщиков. Для того, чтобы понять принцип действия глаза Леонардо построил камеру-обскуру. Существует предположение, что Леонардо изобрел первым телескоп. Так в рукописи «Атлантический кодекс» можно прочитать: «Сделай очковые стекла для глаз, чтобы увидеть Луну большой».
— 1554 г. Итальянский ученый, математик и физик Франческо Мавролик, занимавшийся многими вопросами оптики, изучая линзы вплотную приблизился к открытию явления сферической аберрации. Труд Мавролика по оптике, составленный из двух книг и написанный в 1554 году был опубликован только в 1611 году, когда автора уже не было в живых.
— Галилео Галилей (1564-1642) совершил революцию в оптике. Предполагается, что первый телескоп был сделан в 1604 году З. Янсеном, якобы по образцу некоего итальянца, который изобрел свой телескоп в 1590 году. Едва до Галилея дошли слухи о существовании зрительной трубы, как он приступил к созданию собственного подобного прибора и в 1609 году первым сумел создать телескоп с большим увеличением, состоявшим из двух линз: выпуклой в качестве объектива и вогнутой в качестве окуляра. Галилей, вероятней всего, в 1619 году стал изобретателем микроскопа. В 1610 году Галилей издал книгу: «Звездный вестник». Этот труд длительное время являлся ценным пособием для последующих оптиков-изобретателей.
— Эванджелиста Торричелли (1608-1647). Итальянский математик и физик. Придворный математик на службе у Великого герцога Тосканского. Учился у Галилея. Первым открыл секрет контроля качества шлифовки линз. Некоторые из сохранившихся в музеях его линз и сегодня поражают высоким качеством, ни в чем, не уступая современным. Великий герцог Тосканский, на службе которого он находился, категорически запретил разглашать секрет изготовления линз.
■ Голландия. XVII в.
— Голландскому ученому Рене Декарту (1596-1650) удалось открыть закон преломления света. Своим открытием он положил начало развитию теории аберрации оптических систем. Чтобы исправить сферическую аберрацию, он применял комбинирование сферических линз с гиперболическими и эллиптическими. Таким образом, Декарт является одним из основоположников асферической оптики. Этому вопросу он посвятил восьмую главу книги «Диоптрика».
— Голландский учёный Энтони ван Левенгук (1632-1723) изготовил усовершенствованные линзы для микроскопа.
— Голландский астроном Христиан Гюйгенс (1629-1695) внес большой вклад в разработку теорий сферической и хроматической аберраций и методов их устранения. Он изобрел в 1622 году новую систему окуляра, состоящего из двух положительных линз со значительным расстоянием между ними, что позволило исправить ряд аберраций (хроматическую, астигматизм и пр.). Окуляр Гюйгенса по сей день применяется в некоторых оптических системах.
■ Германия. XVIII в.
Немецкий учёный Йозеф Фраунгофер последний из видных деятелей науки работавший в области прикладной оптики накануне появления фотографии. Он улучшил технологический процесс варки оптического стекла, усовершенствовал технологию производства больших ахроматических объективов, создал оригинальные механизмы для полировки и шлифовки линз, внедрил в практику прогрессивные способы обработки поверхности линз и контроля над качеством этой обработки.
■ Голландия. XVII в.
Снеллиус, Снелль ван Ройен Виллеброрд (1580-1626). Нидерландский астроном и математик. Установил математический закон преломления света.
Начиная с X века н.э. на Древнем Востоке, а затем и европейских странах приступают к систематическим научным исследованиям в области оптики. Особый всплеск наблюдается в эпоху Ренессанса в Западной Европе, где были изобретены очковые линзы, подзорная труба, телескоп, микроскоп. Стали использовать линзы и в камере-обскуре.
КАМЕРА-ОБСКУРА [2,3]
Во времена, когда еще не было фотографии и кинематографа, неведомый художник всматривался с щемящим предчувствием в уменьшенную композицию на матовом стеклянном прямоугольнике камеры-обскуры, где как на предвестнике экрана или фото-кино-видоискателя мерцало и дышало загадочной светотенью Его Сиятельство ИЗОБРАЖЕНИЕ.
Камера-обскура является соединительным звеном, объединяющим усилия многих людей различных эпох, так или иначе, способствовавших, в конечном итоге, изобретению фотографии и кинематографа.
Камера-обскура — это прототип современного фотоаппарата, а также кинокамеры.
■ Дольмены Западного Кавказа — древнейший прототип камеры-обскуры.
Возможно, дольмены Западного Кавказа представляют собой своеобразную древнейшую камеру-обскуру или точнее ее духовно-магическую архитектурную концепцию. На Западном Кавказе дольмены начали строить в конце IVтысячелетия до н.э., а закончилось их строительство в середине II тысячелетия до н.э. Дольмены Кавказа встречаются только на территории исторической Черкесии и Абхазии (Западный Кавказ) и, по мнению многих авторитетных ученых строителями кавказских дольменов были древние предки адыго-абхазов эпохи бронзы. Как известно, камера-обскура — это комната, а позднее деревянный ящик с небольшим отверстием в передней стенке. Свет, проходя через это отверстие, проецирует на внутренней задней стенке перевернутое и уменьшенное изображение внешнего мира. Есть все основания предполагать, что древние строители дольменов были знакомы с этим явлением и своеобразно воплотили эту идею. О правомерности такой гипотезы говорит и такой факт, как перевернутое стилизованное изображение человека на задней стенке дольмена из Франции. В отличие от других регионов мира, практически все западнокавказские дольмены имеют отверстие в передней стенке и ориентированы на солнечную (юго-восточную) сторону. Классические кавказские дольмены имеют четыре стены, плоскую наклонную крышу и круглое, овальное или арочное отверстие в передней стене, которое закрывалось каменной пробкой. Кавказский дольмен — архитектурное сооружение для солнечной проекции энергии души умерших предков из потустороннего мира в пространство дольмена. В отверстие передней стенки кавказского дольмена солнечные лучи «проецируют» из этносферы духовную субстанцию далеких предков абхазо-адыгов. В связи с этим стоит вспомнить адыгскую быль XIX века, где идет речь о том, как одна семья вынуждена была разделиться — одни уезжали за море, другие оставались на родине. И на горестное восклицание: «Как же мы теперь будем с вами общаться?», старший из отъезжающих ответил: «Мы будем каждый день смотреть на восход солнца, и вы делайте также». И на этом они расстались. Общение душ через Солнце. Луч солнца, как божественный кинопроектор проецирует в отверстие дольмена свет бессмертной души умершего сородича. Древние абхазо-адыги были солнцепоклонниками. Дольмены (испыуны), по мнению ученых, являются семейными усыпальницами для погребения знатных людей, жрецов и сооружались они коллективным трудом родовых общин, а не трудом рабов, как это наблюдалось при строительстве египетских пирамид. Некоторые дольмены и дольменные комплексы были древними мегалитическими храмами и обсерваториями. На дольменах часто встречаются выбитые солярные и водяные знаки. В связи с этим интересно осмыслить этимологию адыгского слова «испыун» и абхазского «псэун» (дольмен), где «исп» — карликовое племя в мифологии абхазо-адыгов, «псэ» — душа. В нартском эпосе адыгов есть выражение: «Псыр — псэм фэд» (вода подобна душе, где «псы»- вода, «псэ» — душа). Зеркальность этих слов «исп», «псы» и «псэ», исходя из мифологических представлений древних абхазо-адыгов, имеет вполне конкретный и глубокий смысл.
■ Древний Китай. V в. до н.э.
Оптический эффект, положенный в основу камеры-обскуры, известен людям с древних времен. Первым его описал китайский философ Мо Ди в V в. до н. э.■ Древняя Греция. IV в. до н.э.
Принцип камеры-обскуры был известен, как минимум, еще в середине IV в. до н.э. и о нем упоминает в своих трудах Аристотель (384-322 г. до н.э.). «Камера-обскура» в переводе с латинского означает «темная комната». Позже камерой-обскурой стали называть деревянный или металлический ящик с отверстием в передней стенке, куда вставлялась двояковыпуклая линза в оправе, а вместо задней стенки крепилась полупрозрачная бумага или матовое стекло.
■ Италия. XV век.
— Первым сделал детальное описание камеры-обскуры, сопроводив ее чертежами Леонардо да Винчи. Это описание сохранилось в рукописях Леонардо, которые были вывезены Наполеоном Бонапартом в качестве трофея во время Итальянского похода и затем в 1797 году были изданы в Париже ( «Атлантический кодекс» Леонардо да Винчи).
— Итальянский физик и математик Жером Кардано, для того чтобы улучшить в камере-обскуре изображение, предложил в 1550 году вставлять в отверстие линзу, а для наводки на резкость советовал заднюю стенку камеры-обскуры сделать подвижной. Он же первым предложил использовать камеру-обскуру в качестве вспомогательного средства при постановке развлекательных зрелищ и показе всевозможных чудес. Жером Кардано может по праву считаться изобретателем конструкции «фотоаппарата» и причислен к первым «кинематографистам» мира.
■ Голландия.XVI в.
Голландский математик Гемма Фразиус тоже был знаком с камерой-обскурой. Он не только описал ее, но и первым наблюдал с ее помощью солнечное затмение в январе 1544 года.
■ Италия. XVI в.
— 1560 г. Джованни Батиста делла Порта в своем главном труде — книге в четырех томах под названием «Натуральная магия», один из разделов которой был посвящен камере-обскуре, пишет, что знает «секрет, который намерен хранить» того, как можно повысить качество изображения в камере-обскуре при помощи линзы.
— 1556 г. Даниело Барбаро, в своей книге, изданной в 1556 году, наряду с предложением пользоваться линзой указал, что, диафрагмируя эту линзу, можно добиться улучшения качества изображения. О подобном усовершенствовании камеры-обскуры писал также еще один итальянский ученый XVI века Джованни Батиста Бенедетти, в книге вышедшей в 1585 году в Турине.
— 1573 год. Большое неудобство представляло перевернутое изображение. Чтобы избавиться от этого недостатка, Игназио Данти предложил в 1573 году крепить к камере-обскуре зеркало, которое вторично переворачивало изображение.
■ Германия. XVII век.
— 1685 г. Камеру-обскуру с зеркалом, которое располагалось в верх ней части и служило для отображения идущих от рассматриваемых предметов лучей, что позволяло получить прямое изображение, описал в 1685 году немецкий монах из Вюрцбурга Зан.
— В XVII веке появляются первые переносные камеры-обскуры. Камера-обскура, которой пользовался Иоган Кеплер (1571-1630), представляла собой специальную палатку, которая вращалась, давая возможность вести круговой обзор неба или горизонта. Кеплер начал применять камеру-обскуру для наблюдения за движением Солнца и Луны.
■ До XVII века все камеры-обскуры были стационарны, т.е. представляли собой затемненные комнаты, в которых можно было вести астрономические наблюдения, как это делали Пенхам и Фразиус, проводить оптические опыты (Леонардо да Винчи, Жером Кардано, Цезариано) или обводить изображение углем или мелом на бумаге, как это советовали делать Барбаро и Порта.
■ Первоначально камерой-обскурой пользовались исключительно ученые-оптики и астрономы для научных опытов и наблюдений. Однако вскоре камера-обскура из инструмента ученых превратилась в инструмент художников-живописцев, рисовальщиков, граверов, декораторов. В свою очередь, фиксация с помощью угля или карандаша светового изображения, возникающего в камере-обскуре, натолкнула изобретателей на мысль о химической фиксации этого изображения, что привело, в конце концов, к изобретению фотографии.
Наиболее широкое распространение камеры-обскуры наблюдается в XVIII веке. Многие художники не мыслят своей работы без этого простого и надежного аппарата.