НАЦИОНАЛЬНЫЙ АВТОРСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ И ТВОРЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ
ФОТОГЕНИЯ
Муза пикториально-магического кинофотореализма
Термин «фотогения» впервые был заявлен изобретателем негативно-позитивного метода фотографии Тальботом, а затем был корректно осмыслен и закреплен в области кинематографа теоретиком кино Риччотто Канудо. После его смерти термин «фотогения», подвергся смысловому искажению и произвольному толкованию теоретиками кино.
Все теории определения понятия «фотогении» ошибочны в той мере, в которой многие теоретики пытаются оперировать универсальными понятиями в области художественных образов. Общеизвестно, что в различных культурах эстетические, смысловые, образные категории иногда диаметрально противоположны и фотогению нельзя отрывать от этих основ. В каждой национальной культуре своя Фотогения, ее категории не универсальны и тем более недопустимо переводить в область сравнительного анализа ее свойства.
Фотогения — это дух определенных эстетических категорий, конкретных этнических культур, выразительными средствами которого являются творческая фотография и национальный авторский кинематограф. Все иные теории фотогении находятся в контексте «импрессионизма», т.е. впечатления от светотени, оторванной от смысловой, глубинной основы национальной культуры. Такой подход является нормой в современной киноиндустрии, прикладной фотографии и получил широчайшее распространение в лице снимающего все подряд как красивые картинки туриста и обывателя. Даже художественная фотография в наши дни, как правило, работает только в сфере формообразования и поверхностных смыслов. И не случайно в современной терминологии киноиндустрии и фотографии ИЗОБРАЖЕНИЕ стали называть уничижительным термином «картинка». В словаре пикториально-магического кинофотореализма этого термина нет.
Нэфыпсэштахь — Нафипсештах
Черкесская Фотогения — муза-покровительница черкесского национального авторского кинематографа и творческой фотографии в виде оселка из фотосеребра.
В пилотном проекте Этнического киногородка «Черкесский сад» запланирована безотходная технология обработки черно-бело-полутоновых кино;-фотопленок и фотобумаг. Содержание серебра в черно-белом изображении зависит от сюжета объекта съемки и других факторов. На построение изображения расходуется меньшая часть серебра из эмульсионного слоя, большая же его часть переходит в фиксажный раствор (≈ 70% серебра от нанесенного на светочувствительные материалы). В среднем, ≈ 60% после регенерации из обрабатывающих растворов возвращается в виде чистого металлического серебра. По запланированным годовым лимитам на кино-, фотоматериалы, каждому кинофотохудожнику приходится ≈ 4 кг металлического фотосеребра. Это серебро будет материалом для авторских произведений кинофотохудожника.
Из фотосеребра нэфыпсэтыжьын*, которое будет оценено дороже золотана одну денежную единицу (₽¥€£Ұ$), кинофотохудожниками будут изготавливаться: уникальные скульптурки методом литья по восковой модели, призы, серебряные коллекционные слитки в форме оселков (мыжъоупцI) с черкесскими благопожеланиями выполненными мифоэпическим алфавитом в технике гравировки и главная премия национального авторского кинематографа и творческой фотографии.
* нэфыпсэтыжьын — это фотосеребро одухотворенное светом, прошедшим сквозь объективы кинофотохудожников Этнического киногородка «Черкесский сад». Цена фотосеребра по валютному курсу будет на одну денежную единицу (₽¥€£Ұ$) выше золота. Такая «котировка» обусловлено «объективными» причинами происхождения светоносного фотосеребра, несущего в своей кристаллической структуре визуальную энергетическую память этнического ландшафта, предметно-пространственных объектов и коллективную энергетику всех участников кино-фотопроектов.
Исторический очерк фотогенического рисования и негативно-позитивного метода регистрации фотоизображения
История фотографии похожа на перекресток семи дорог. Каждый путь ведет к тому или иному первооткрывателю фотографических технологий и более того – к разным направлениям в изобразительном искусстве.
7 января 1839 года Араго представил доклад об изобретении Дагера в Парижской академии наук и этот день принято считать днем рождения фотографии. Через две недели после этого доклада, пришло письмо от Уильяма Генри Фокс Тальбота, в котором он утверждал, что еще в 1833 году он изобрел способ получения отпечатков на солях серебра, и что именно он является изобретателем фотографии. Для нас технология Тальбота имеет большее значение, чем временной фактор регистрации изобретения и споры о первенстве. Дагеротипия была самым распространенным способом получения фотографических изображений около 11 лет, а негативно-позитивный метод полноценно представлен и в наше время. По случаю пятидесятилетия светописи в русском фотографическом журнале было сказано: «Способ Тальбота победил, потому что содержал в себе здоровое зерно, из которого разрослось роскошное дерево с многочисленными ветвями, современная светопись».
Пикториально-магический кинофотореализм национального авторского кинематографа и творческой фотографии в соответствии с программой и технологией, заявленной в своем Манифесте, восходит к одному из родоначальников фотографии, английскому изобретателю негативно-позитивного фотографического процесса Уильяму Генри Фокс Тальботу (англ. William Henry Fox Talbot).
William Henry Fox Talbot
Уильям Генри Фокс Тальбот
(1800-1877)
Родился Тальбот 11 февраля 1800 г. в Мелбери (графство Дорсет). Тальбот был широко образованным человеком своего времени: физик и химик, астроном, лингвист, изобретатель негативно-позитивный процесса фотографии. Учился сначала у частных педагогов, затем в Харроу. Окончил Тринити-колледж Кембриджского университета. Занимался математикой, ботаникой, кристаллографией, расшифровкой клинописных текстов. Был избран членом Королевского астрономического общества, Линнеевского общества. В 1831 году за научные достижения в области математики Тальбот был избран членом Лондонского Королевского общества. Умер Тальбот в Лейкок-Абби (графство Уилтшир) 17 сентября 1877 года.
К фотографическим опытам Тальбот приступил в 1833 году.
Первые снимки Тальбота:
«Окно и веранда дома» 1835 год.
Идея развития фотографии как нового изобразительного искусства возникла в момент изобретения фотографии и стала одним из аргументов распространения новой техники. В 1844 году в книге «Кисть природы» Уильям Генри Фокс Тальбот говорит о возможности создавать произведения изобразительного искусства средствами фотографической технологии. И он не просто говорит, он демонстрирует это в своих фотографиях. Тальбот интересен для нас еще тем, что он первый заметил, генеалогическую связь голландской национальной живописи и фотографической технологии в перспективе развития нового изобразительного искусства — творческой фотографии. Тальбот утверждает, что фотография с легкостью воспроизводит сюжеты голландской живописи и может использовать ее мизансцены, приемы и принципы. Голландские художники, используя технологию многослойной масляной живописи, которая дает возможность «фотографически» запечатлевать реальный мир, фактически предвосхитили и разработали метод творческой фотографии, работая «маслом». Во введении к своей книге «Кисть природы»Тальбот говорит, что именно стремление к живописному эффекту подтолкнуло его к изобретению фотографии. Он считал стремление к живописной красоте и поэтической выразительности одной из главных задач фотографии.
«Открытая дверь», 1843г. Первая в истории художественная фотография, опубликованная в иллюстрированном издании Тальбота — фотоальбоме «Кисть Природы» ( «The Pencil of Nature», таблица VI 1844-1846г.).
«Приставная лестница» из альбома «Кисть Природы», 1844–1846.
«Лекок-Абби». 1842
В 1839 году Уильям Тальбот делает серию «фотогенных рисунков». Он создал высокочувствительную по тем временам бумагу, которую изготовил путем нанесения слоя раствора хлористой соли и последующего очувствления раствором азотнокислого серебра. Экспонирование бумаги в сухом виде проводилось в камере-обскуре. Получаемое изображение закреплялось в растворе поваренной соли. Этот способ, названный фотогенным рисованием, был изложен Тальботом в его первом официальном сообщении Королевскому обществу 31 января 1839 г. В этом же году Уильям Тальбот завершил опыты в области безлинзовой фотографии, начатые еще на тридцать лет ранее Томасом Веджвудом и впоследствии получившие название «фотограмма». Этот метод до наших дней представлен в арсенале классической творческой фотографии.
Фотограмы (безлинзовые фотографии) Тальбота
Фотогеничный рисунок, фотогенное рисование, фотография, негатив, позитив, закрепление,– это термины, которые впервые были введены в оборот благодаря фототехнологии Тальбота.
Открытие английского изобретателя оставалось в тени, так как значение негативно-позитивного процесса, позволяющего размножать снимки, в пору шумных успехов дагерротипии оказалось просто непонятым. Даже сочлены Тальбота по английскому Королевскому обществу довольно прохладно отнеслись к его открытию, хотя оно заключало в себе перспективу развития не только фотографии, но и кинематографа.
Классическая фотография и пленочный кинематограф вот уже более ста лет развиваются благодаря негативно-позитивному процессу, изобретателем которого является Уильям Генри Фокс Тальбот. Другие исторические названия этого метода – каллотипия (греч. καλός — красивый, τύπος — отпечаток). Первый бумажный негатив был получен Тальботом в 1835 году и имел формат 25×25 мм. Доработка и усовершенствование процесса получения позитивного изображения произошло уже в 1839 году.
«Именно калотипия положила начало основам фотографии, какой мы ее знаем сегодня.
Способом Тальбота рано заинтересовалась Петербургская академия наук. Сотрудник ее, И. X. Гамель, познакомился в Англии с Тальботом и прислал в Петербург усовершенствованную камеру-обскуру и несколько его снимков. Адъюнкту академии, химику Ю. Ф. Фрицше было поручено заняться изучением и даже усовершенствованием способа Тальбота. Увлеченно взялся молодой ученый за труд и представил в заключение письменный отчет с приложением нескольких калотипных снимков собственного изготовления. Доклад был сделан 24 мая 1839 года и, насколько известно, оказался первым исследованием метода Тальбота, а калотипии Фрицше — первыми фотографическими опытами в России… Дагеротипия и тальботипия первоначально назывались фотографией немногими учеными, например Дж. Гершелем и Д. Араго. В России вошло в обиход слово „светопись“. Впервые это слово упоминается на страницах журнала „Библиотека для чтения“. В статье, так и названной „Светопись“ (1839, т. 34), отдано предпочтение „вкусу и скромности“ Тальбота. „Он первоначально придумал для своих „бумажек“ очень простое название photogenic picture, то есть „светородная живопись“, или „светопись“, и этот термин мы охотно принимаем, как очень дельный, удачный и, главное, чуждый шарлатанства“,— писал журнал с явным намеком на некорректность Дагера, присвоившего изобретению свое имя» (Специальный выпуск газеты «За страницами школьного учебника физики»).31 января 1839 г. – день рождения фотогенного рисования (базовых основ негативно-позитивного метода классической фотографии и кинематографа). Это день музы «Фотогении».
Этот праздник является днем рождения творческой фотографии для кинофотохудожников пикториально-магического кинофотореализма. Эта дата будет ежегодно отмечаться во всех Этнических киногородках мира.
Хронология негативно-позитивного метода
Предшествующий период
1799г. Thomas Wedgwood (1771-1805), Англия. Томас Веджвуд студент химического факультета пытался найти способ долгосрочной фиксации снимков, но безрезультатно. Первые публикации его исследований появились в 1802-м году.
1802г. Томас Веджвуд нашёл метод для создания контактных копий без фотокамеры и опубликовал в Лондоне работу – «Доклад о методе копирования изображений на стекло и создание копий с помощью воздействия света на нитрат серебра.» (An account of a method of copying paintings upon glass and of making profiles by the agency of light upon nitrate of silver). В это время все еще отсутствует возможность фиксировать полученные изображения. Только через три десятилетия Вильям Тальбот доведет метод «фотогенного рисунка» (фотограммы) до полноценного закрепленного изображения. Этот метод заключался в следующем – на светочувствительную бумагу укладывались разнообразные предметы и выставлялись на солнце. Происходило экспонирование фотобумаги и после проявки получался «фотогенный световой рисунок» – чёткий контур предмета. Например, листья растений, в некоторых местах немного прозрачные, оставляли великолепные по качеству отпечатки. Тальбот вначале применял бумагу, пропитанную раствором нитрата серебра, но, убедившись в медленном действии на нее света, перешел к использованию хлористого серебра. В своих опытах он опирался на работы Веджвуда и Дэви. Позднее Тальбот доказал то, чего не сумели сделать его предшественники – раствор хлорида натрия (поваренную соль) можно применять в качестве фиксирующего вещества.
Основной период
1833г. Англичанин Генри Фокс Тальбот, широко образованный человек своего времени (физик, химик, математик, астроном, лингвист и этнограф), изобрел способ получения отпечатков на солях серебра и начал совершенствование способа «фотогенного рисования».
1835г. Тальбот создал первый бумажный негатив форматом 25×25мм с помощью камеры-обскуры с линзой 8 см. В качестве носителя изображения он использовал бумагу, пропитанную нитратом серебра и раствором соли.
25 января 1839г. Тальбот организовал в Королевском институте выставку фотогенных рисунков, – это были полученные контактным путем теневые изображения растений (листьев, цветов). На выставке были представлены и позитивные копии гравюр. По этому поводу в своем отчете Тальбот писал: «Если копия защищена от действия солнечного света, то она сама может служить объектом копирования, и при помощи этого второго процесса свет и тени воспроизводятся в их исходном положении». Первое в истории изложение негативно-позитивного процесса.
31 января 1839г. Тальбот сделал доклад в Английском Королевском обществе «Некоторые выводы об искусстве фотогеничного рисунка, или о процессе, с помощью которого предметы природы могут нарисовать сами себя без помощи карандаша художника».
1840г. Тальбот открыл способ создания позитивной копии на солевой бумаге с бумажного негатива (позитивы печатались на аналогичной бумаге). Тальбот назвал эту технологию «калотипией» (греч. καλός – красивый, τύπος – отпечаток), а неофициально её окрестили «талботипией» по имени изобретателя процесса.
1841г. Тальбот зарегистрировал патент на негативно-позитивный способ создания фотоснимков.
1843г. Тальбот открыл типографию для изготовления печатных форм своей книги «Кисть природы» ( «The Pencil of Nature» 1844-46гг.) — первого в мире коммерческого издания, иллюстрированного фотографиями.
29 июня 1844г. — была выпущена первая часть книги «Кисть природы» ( «The Pencil of Nature»), в которую вошли 4 фотографии (калотипа, как называл их Тальбот) с пояснительным текстом автора: «Иллюстрации в книге сделаны светом без участия кисти художника»; «Получение изображения нескольких предметов не потребует большего времени, чем получение изображения одного предмета, потому что Камера изображает иx всех разом, независимо от количества“. Каждую фотографию печатали вручную, а затем вклеивали в книгу. Механизации данного процесса в первой половине XIX века не существовало. Тальбот выпустил шесть частей книги. Каждая из них состояла из четырех фотографий (калотипов), иллюстрирующих ту или иную область применения фотографии. Тальбот включил в свое издание несколько изображений представляющих художественную сторону фотографии (например,“Открытая дверь»), показывающих, что уже с самых первых дней фотография стала претендовать на свое место в семействе изящных искусств.
1852г. — Фокс Талбот получил английский патент на применение растра между негативом и слоем позитивного изображения. Эта технология применяется в творческой фотографии и в наше время.
К началу 20 века все основные усовершенствования в области изобретения фотографии были произведены. Были уменьшены фотокамеры, улучшены фотопленки, созданы светосильные объективы. Это позволило сделать фотографирование достоянием всех интересующихся, а фотографию позиционировать как самостоятельный вид изобразительного искусства. Изобретение фотографии, начав свой путь еще в глубокой древности, к началу 20 века, завершилось.
КИНЕМАТОГРАФ
Родина изобретения кинематографа Англия
Лидс, Йоркшир, 1888 год
Настоящий создатель кино
LOUIS AIME AUGUSTIN LE PRINCE
Луи Эме Огюстен Ле Принс
Дата рождения — 28 августа, 1841 г., Мец, Франция
Дата смерти — не ранее 16 сентября, 1890 г.
Место исчезновения или смерти — Дижон, Франция
Профессия — художник, изобретатель, кинооператор, режиссер, сценарист
* * *
Первая в истории человечества кинокартина отворившая окно в мир величайшего из искусств «Сцена в саду Раундхэй» создана великим гением французского художника и изобретателя Луи Ле Принса в усадьбе Оаквуд или «Сотканная из дубов» в местечке Раундхэй, что к северо-востоку от Лидса, 14 октября 1888 года. Именно здесь, на западе Йоркшира, что на севере Англии, искусство кино впервые пришло в наш мир.
Кадр из фильма Луи Ле Принса «Сцена в саду Раундхей» ( «Roundhay Garden Scene»), съемка 14 октября 1888 года
Луи Эме Огюстен Ле Принс (Louis Aimé Augustin Le Prince), француз по национальности, офицер в отставке, художник, фотограф, инженер-химик, керамист, изобретатель, который за год до Эдисона и за семь лет до Люмьеров изобрел киноаппарат, при помощи которого у себя в саду в Лидсе (Западный Йоркшир, Англия), снял на пленку то, что можно с полным правом считать первым в мире фильмом.
Родился Луи на улице Сен-Жорж, 13 в Меце, гарнизонном городе на востоке Франции, 28 августа 1841 года и был вторым ребенком Луи Абрахама Амбруаза Ле Принса, сорока одного года, капитана седьмого артиллерийского полка императорской армии Наполеона III, кавалера Ордена Почетного легиона и Элизабет Мария-Антуанетта Булабер, двадцати пяти лет, из богатой семьи архитекторов и строителей, родом из Монпелье. Его отец был близким другом Луи Дагера, изобретателя одной из разновидностей фотографии. Юный Луи Ле Принс был хорошо знаком с Дагером и тот обучал его фотографии, основам химии и фотомастерства.
Ле Принс-отец всю свою жизнь был военным. Его семья была родом из Креси-ла-Шапель, небольшого городка, расположенного в сорока пяти километрах к востоку от Парижа, а его отец владел и управлял виноградниками в соседнем Вуланжи. Луи вспоминал те первые годы как счастливые, полные «красок и движения». Семья проводила лето либо с Ле Принсами в Вуланжи, дети бегали по рядам виноградных лоз, либо с Булаберами на пляжах к югу от Монпелье, где юный Луи, ослепленный ярким пенистым морем, впервые занялся акварельной живописью.
После обучения в школе Луи Лепринс решил получить очень своеобразное образование. Сначала он учился изобразительному искусству в Парижской школе живописи, а потом поехал в Лейпциг и поступил в Университет изучать химию и физику. То есть он был образован как художник-химик. Он готовился к тому, чтобы стать профессиональным мастером фотографии. Полученные знания пригодились Ле Принсу во время его дальнейшей исследовательской деятельности.
В 1866 году, после окончания университета, по приглашению своего университетского товарища Джона Уитли, Лепринс переезжает в Англию, в город Лидс, в графство Уэст-Йоркшир, где его друг предложил ему работу в семейном предприятии, которое выпускало металлическую посуду. Там Ле Принс знакомится с сестрой своего друга, ее звали Лиз Уитли. Они полюбили друг друга и, поженившись, молодая пара открывает свое собственное предприятие. Дело в том, что Лиз тоже была профессиональной художницей. Лиз и Луи открывают первую в стране Лидскую Техническую школу искусств, в которой они обучали молодых людей искусству нанесения цветных пигментных фотографий на металл и керамику. Фактически они делали цветные отпечатки фотографий на посуде, это было их ноухау. Не то чтобы они изобрели этот процесс, но они его в значительной степени усовершенствовали, и их школа начинает выпускать серию украшенных фотографиями предметов быта. Их предприятие было очень успешным. Они были знаменитыми в Великобритании, им делали заказы высокопоставленные лица, вплоть до королевы Виктории и членов кабинета министров.
В 1881 году Луи Ле Принс перевозит семью в США, где он работает в качестве агента компании Уитли. Там он становится менеджером группы французских художников, создающих диорамы знаменитых военных сражений для их демонстрации в Нью-Йорке, Вашингтоне и Чикаго. Одновременно он продолжает начатые ранее опыты по созданию движущихся фотографий и поиску наиболее удобного носителя для этого.
Именно тогда им создан первый хронофотографический аппарат. Это специальное устройство, для съемки движущихся объектов имело 16 расположенных в четыре ряда объективов помещенных в деревянный корпус. Все эти шестнадцать объективов были снабжены индивидуальными затворами, которые запускались электрической батареей через специальный коммутатор и были синхронизированы таким образом, что делали последовательные снимки на рулонную негативную фотобумагу*.
* * *
16-линзовая камера LPCC Луи Ле Принса
До наших дней дошла только одна съёмка, произведённая этим аппаратом, который был запатентован в Соединенных штатах в 1885 году. Предполагается, что эта хронофотографическая съемка была сделана до середины августа 1887 года. Это был первый киноролик Луи Ле Принса снятый в формате квадрата, длительностью всего 3 секунды, получивший название «Человек, поворачивающий за угол».
Кадр из фильма Луи Ле Принса «Человек, поворачивающий за угол» (Man Wolking Around a Corner)
В 1887 году Ле Принс возвращается в Великобританию и там, в Лидсе в небольшой собственной мастерской по адресу Вудхаус лейн, 160, он начинает работу над камерой, которая имеет один объектив, но она способна делать серию снимков. В результате появляется «LPCCP MkI» — камера, имеющая уже один объектив вместо 16.
В тот момент это было большое техническое новшество. Камера Луи Ле Принса работала со светочувствительной рулонной лентой фотобумаги, которая проходила позади объектива и сматывалась с одной катушки на другую. Ее объектив был снабжен заслонкой, которая срабатывала через определенные промежутки времени, создавая отдельные кадры на этой светочувствительной ленточной фотобумаге. Эта фотобумага скручивалась и в процессе съемки перематывалась с одной катушки на другую при помощи ручки, которую крутили вручную. То есть фактически Луи Ле Принс создал первый настоящий киноаппарат. Здесь же в Лидсе были созданы все последующие конструкции.
К началу 1888 года Ле Принс пригласил плотника Фредерика Мейсона для изготовления корпусов фотоаппаратов и Джеймса Лонгли для изготовления рабочих частей. К тому лету Ле Принс спроектировал и сконструировал две однообъективные камеры, одна из которых снимала со скоростью 12 кадров в секунду, а другая — двадцать кадров в секунду. Сначала он использовал неперфорированную бумажную рулонную пленку от Eastman, позже он начал использовать целлулоид из-за нестабильности бумажной пленки в машинах. Ле Принс также спроектировал и сконструировал отдельный проектор, состоящий из трех полос, трех линз и мальтийского креста.
Луи создал несколько вариантов камеры, последней из которых стала «LPCCP MkII», на которую он снял три своих фильма и с помощью которой планировал перевернуть мир.
«Сцену в саду Роундхэй» Ле Принс снял на 54-миллиметровую рулонную бумажную фотобумагу для негативов, созданную в 1884 году Джорджем Истмэном и Уильямом Холлом Уокером, будущими создателями Eastman Kodak. Художник сам создал первую в мире кинокамеру, которую применил для создания картины. Это была камера с одним объективом и называлась LPCCP MkII, будучи запатентована пару дней спустя по завершении съемок картины, 16 октября, 1888 г.
Созданию LPCCP MkII предшествовала первая версия, оказавшаяся менее совершенной LPCCP с 16-ю объективами. Всего Луи создал два экземпляра камеры LPCCP Mk II. Для съемки «Сцены в саду Раундхэй» использовалась первая из них. Частота съемки составляла 12 кадров в секунду.
Однообъективная камера Луи Ле Принса «LPCCP MkII»
Запатентованная во Франции и в Великобритании камера «LPCCP Mk II» была с одним объективом, второй объектив, расположенный над основным использовался во встроенном визире. Принципиальная схема этой хронографической камеры представлена в современных пленочных кинокамерах (объектив, кадровое окно, ролики лентопротяжного механизма, рулонный светочувствительный носитель изображения на катушке, прерывисто перемещающийся мимо кадрового окна, в момент перемещения светочувствительной ленты свет от объектива перекрывался дисковым обтюратором, формат кадра квадратный!!!. Первый в истории человечества фильм был снят в квадратном формате 1:1. Перехватчик Эдисон запустил формат 1:1,32!!!, а далее его поэтапно плющили и превратили в «почтовый ящик»).
Этим усовершенствованным аппаратом 14 октября 1888 года Луи Ле Принс снял как оператор-режиссер и сценарист коротенький фильм «Сцена в саду Раундхэй» (англ. Roundhay Garden Scene) - это первая кинокартина
снятая в истории человечества, самый первый игровой кинофильм в истории кинематографа, достоверно датированный 14 октября 1888 года. В этот день, Луи Ле Принс как маг-волшебник объединил свет, время и серебро в силу, способную запечатлеть и сохранить саму жизнь. В качестве актеров выступали члены семьи и друзья Ле Принса. Снятая в этом фильме теща Луи Ле Принса — Сара Робинсон Уитли, родившаяся в 1816 году, умерла в возрасте 72 лет, 24 октября1888 года. Это произошло всего через десять дней после того, как Ле Принс снял ее в фильме «Сцена в саду Раундхэй». Таким образом, Сара Уитли, похороненная 27 октября того же года, может считаться одной из первых в мире киноактрис, а Луи Ле Принс — первым в истории сценаристом, оператором и режиссером авторского кинематографа или используя нашу терминологию его с полным основанием можно назвать первым КИНОФОТОХУДОЖНИКОМ (сценаристом, оператором и режиссером в одном лице).когда-либо Усадьба Оаквуд, в саду которой был создан фильм «Сцена в саду Раундхэй» (англ. Roundhay Garden Scene), в 1972 году была снесена. Сегодня на ее месте расположились современные дома. А остались от нее лишь стены сада, в конце прилегающей к ней старой улочки Оаквуд-грэйндж-лэйн, названной так в связи с ней. Но сохранился величественный дом Оаквуд-холл, сердце усадьбы, картина «Сцена в саду Раундхэй» создана именно возле его крыльца. Ветхий облик здания и в наши дни позволяет воочию видеть черты и почувствовать дух старинной усадьбы, в саду которой было представлено миру величайшее из искусств.
Оаквуд-холл, дом где 14 октября, 1888 г. на пороге его крыльца
был снят первый в истории человечества игровой фильм «Сцена в саду Раундхэй»
* * *
Луи Ле Принс является также автором первого документального фильма «Движение транспорта на мосту Лидс» (Лидс, Англия, октябрь 1888 г.).
Кадр из фильма «Движение транспорта по мосту Лидс»
(Лидс, Англия, октябрь 1888 г.).
Сохранилось всего четыре ролика снятых Луи Ле Принсом:
Теперь это уже общепризнанный факт, что «Сцена в саду Раундхей» ( «Roundhay Garden Scene»), снятая 14 октября 1888 года Лепренсом недалеко от Лидса, является первым игровым фильмом в истории кинематографа!
«Движение транспорта по мосту Лидс» (Traffic Crossing Leeds Bridge) Ле Принса является первым документальным фильмом, снятым в 1888 году из окна мастерской в Лидсе.
«Аккордеонист» (Accordion Player) — это третий из сохранившихся фильмов Лепренса, где он запечатлел своего сына Адольфа.
«Человек, поворачивающий за угол» (Man Wolking Around a Corner) — четвертый, последний из сохранившихся фильмов Лепренса.
Ле Принс никогда не давал своим камерам и проекторам имен, как это делали другие изобретатели. Однако в своих патентах он назвал свои камеры «приемниками», а свой проектор — «доставщиком». Все его изобретиния известны под общепринятыми названиями исследователей истории кино: 16-линзовая камера LPCC, однообъективная камера LPCCP MKI, однообъективная камера LPCCP MKII и трехлинзовый проектор LPP.
«Движение транспорта на мосту Лидс» и «Сцена в саду Раундхэй» были экспериментальными фильмами, снятыми на этапе исследований и разработок усовершенствованной камерой.
14 октября 1888 года, Луи Ле Принс испытал свою новую камеру, сняв очень коротенький постановочный фильм в котором члены его семьи гуляют по саду. Эта камера с одним объективом была запатентована во Франции и в Великобритании. Ле Принс пишет своей жене, которая в этот момент живет с детьми в Штатах, что осенью он собирается прибыть в Соединенные штаты, где он организует публичную демонстрацию своей новой камеры, и постарается получить патент на свое изобретение и в Соединенных штатах, но перед этой поездкой Луи Ле Приинс решает навестить семью во Франции и едет в Дижон к своему брату Алберту. Он проводит с Альбертом три дня, после чего тот сажает его на скорый поезд из Дижона в Париж. В Париже Ле Принса ждут друзья, с которыми у него есть какие-то дела, после чего он поедет в Англию заберет аппарат и увезет его с собой в Америку. Такой был план, но компания друзей, которая дожидалась Луи Ле Принса на парижском вокзале, так его и не дождалась. Он уехал из Дижона и не приехал в Париж. Он исчез по дороге вместе с чемоданчиком, в котором содержались все документы для патентирования его изобретения в США.
В последние годы первенство Эдисона и Люмьеров в изобретении кинематографа начинает оспариваться. Потому-что всплыли факты, что на самом деле киноаппарат изобрел другой человек, он был французом его звали Луи Ле Принс. Он изобрел киноаппарат за несколько лет до Эдиссона, но его загадочная и трагическая судьба, его внезапное исчезновение вместе с документами, которые подтверждали его авторство, эффективно вычеркнуло его из истории кинематографа и из истории вообще и сейчас фактически никто не знает этого имени Луи ле Принс, но именно он был ОТЦОМ КИНЕМАТОГРАФА.
ВОЙНА ПАТЕНТОВ
Оформление патентов стало кульминацией четырех лет упорного и дорогостоящего труда. Много людей в Америке, Франции, Германии, Восточной Европе и других странах в то время пытались изобрести аппарат фиксирующий движение. Шла напряженная и зачастую подлая и жестокая борьба за первенство в этом деле. Некоторые из изобретателей пользовались поддержкой богатых банкиров и капиталистов. Луи Ле Пренс — прилежный гений-эрудит, получивший образование художника, химика, победил их всех, причем сделал это почти в одиночку. Вся работа проводилась день за днем на личные средства Луи Ле Принса в дешевом арендованном помещении с привлечением родных и друзей.
Ле Принс в 1887 году получил первый патент на камеру с 16 объективами в Англии, Франции и США. Через год изобретатель усовершенствовал киноаппарат, оставив только один объектив, и в 1888 году запатентовал их во Франции и Англии.
Патент на усовершенствованную камеру «LPCCP MkII» получен 16 ноября 1889 года. В сентябре 1890 года Лепренс, вернувшись во Францию для встречи с родными, и готовился к отъезду и презентации своей новой камеры и проектора в США. Однако, осуществить планы не удалось, так как Ле Принс таинственно исчез из поезда Дижон — Париж, 16 сентября 1890 года. Ни его тело, ни багаж так и не были найдены, и в 1897 году было объявлено о смерти изобретателя. После этого аппараты были конфискованы, а патенты аннулированы. Несмотря на то, что его однообъективная камера и проектор содержали в себе уникальный принцип и саму суть технологии кинематографа и были запатентованы между 1888 и 1890 гг. в Англии, Франции и частично в США, открытия Луи Ле Принса не получили широкой известности, хотя опередили другие разработки в этой области.
Судебный конфликт Эдисона с «Байографом» Диксона, бывшего его сотрудника
У Эдисона был свой взгляд на все вопросы правообладания — он считал, что если до него в США не существовало движущихся картинок, то все, что с ними связано, принадлежит только ему. Его бывший сотрудник Диксон предвидел подобную тактику обвинения и подготовился к ней — он вспомнил изобретателя из Англии, который тщетно пытался запатентовать съемочный аппарат в Соединенных Штатах еще до Эдисона. Диксон связался с вдовой Луи Ле Принса и объяснил ей суть дела. Элизабет Ле Принс с радостью согласилась оказать посильную помощь, поскольку всегда считала Эдисона причастным к исчезновению мужа: было принято решение, что в суде в защиту мутоскопа Диксона выступит ее сын Адольф, помогавший отцу в его опытах. Диксон надеялся на победу, но напрасно. Адвокаты Эдисона выиграли процесс. Диксона это не обескуражило, он подал апелляцию и спустя два года выиграл повторное слушание. Не последнюю роль сыграло и то, что у него была поддержка на Уолл-стрит и родственника в Белом доме. Вот только Адольф Ле Принс об этом уже не узнал, его нашли застреленным выстрелом в лицо из охотничьего ружья невдалеке от Нью-Йорка спустя год после первого процесса. Как и в случае с отцом, это дело раскрыто не было. Полицию вполне устроила версия о самоубийстве.
Около 1900 года во время «войны патентов» между участниками зарождавшегося кинорынка, один из операторов кинокомпании «Мутоскоп и Байограф» разыскал конфискованные аппараты Ле Принса и пришел к выводу, что изобретатель мог делать съемку удовлетворительного качества уже в 1888 году. Устройство и принцип действия аппарата «LPCCP Mk II» были очень близки к «Синематографу» братьев Люмьер, а также превосходили первую модель «Кинетографа» Эдисона за счет прерывистого перемещения носителя.
Фильмы Луи Ле Принса сняты в 1888 году за полтора года до появления первого работоспособного «Кинетографа» Эдисона и почти за семь лет до создания «Синематографа» братьями Люмьер — официально принятой даты рождения кино 28 декабря в 1895 году.
Информация к размышлению
Почему имя Луи Ле Принса, снимавшего кино до Эдисона и братьев Люмьер, неизвестно даже профессионалам от кино? Могли ли его идеи украсть? Был ли он не просто изобретателем кинокамеры, а первым оператором, режиссером и сценаристом? Почему исчез его архив? Наконец, куда он пропал 16 сентября 1890 года, сев в поезд Дижон — Париж, и почему не менее загадочно погиб его сын, отстаивавший в судах США патенты отца?
Подозрительным было и то, что финальные дополнения (форма предварительного патента) на кинетограф был подан Эдисоном в последние дни 1890 г., всего через несколько недель после исчезновения Луиса, и что эти поправки после многочисленных предыдущих версий, в которых кинетограф Эдисона имел совершенно другую конструкцию, вдруг оказался необычайно близок к патенту самого Луиса…
Весной 1891 года, когда миру было объявлено о кинетографе Эдисона, Лиззи вдруг ухватилась за то, чего у нее не было с самого начала. Ее муж, собиравшийся представить киноаппарат, который изменит мир и принесет ему состояние, таинственным образом исчез, а затем, всего несколько месяцев спустя, Эдисон обнародовал то, что выгляделокак то же самое изобретение. До тех пор исчезновение Луи оставалось непостижимым. Однако теперь его жена увидела последовательность: Луи не исчез, его устранили. У Лиззи был подозреваемый — с мотивом. Была проведена консультация юриста. Его ответы были неожиданными и обескураживающими. Если бы Луи Ле Принс был признан мертвым, его семья могла бы претендовать на его имущество, включая его интеллектуальную собственность, и представлять его титул в суде как свой собственный. Поскольку Ле Принс пропал «только» без вести, закон будет продолжать считать его живым до тех пор, пока его тело не будет найдено или пока не пройдет достаточный период времени, а именно семь лет, чтобы было разумно объявить его законно умершим. До этого его семья не могла, как третья сторона, подать в суд на защиту его патентов. Другими словами, не раньше сентября 1897 года суд разрешит Лиззи действовать от имени мужа. К тому времени Томас Эдисон, самый известный в мире изобретатель, заискивавший перед прессой, финансируемый Дж. П. Морганом и семьей Вандербильт, использовал бы свое наследие изо всех сил.В 1895 году братья Люмьер провели первый коммерческий кинопоказ, «открыв» тем самым эпоху кинематографа. Так как статус «родины» кино все равно остался за Францией, жители этой страны быстро «простили» Эдисона, который долго считался причастным к убийству, и благополучно забыли о судьбе Ле Принса. Но семья продолжала попытки добиться справедливости.
В последующие годы один из выпускников Нью-Йоркского университета Алексикс Бедфорд копался в архивах Нью-Йоркской библиотеки и обнаружил возможные доказательства того, что именно Томас Эдисон заказал убийство Лепренса. Бедфорд просматривал одну из записных книжек Эдисона и наткнулся на запись от 20 сентября 1890 года, сделанную собственноручно Эдисоном, в которой довольно зловеще говорилось следующее: «Эрик позвонил мне сегодня из Дижона. Это было сделано. Принса больше нет. Это хорошие новости, но я вздрогнул, когда он сказал мне. Убийство — не мое. Я изобретатель, и мои изобретения движущихся изображений теперь могут развиваться». Эти записи после тщательного анализа были признаны подлинными.
Невзирая на то что Ле Принс так и не получил международного признания в качестве изобретателя кинематографа, в английском городке Лидс, где он жил и работал, память о нём сохраняется до сего времени.
12 декабря 1930 года лорд-мэр Лидса открыл бронзовую доску на бывшей мастерской, где были сделаны последние киноаппараты.
Мемориальная бронзовая плита, хранящаяся в городе кино ЮНЕСКО Брэдфорде.
Louis Aime Augustin Le Prince Had a workshop on this site where he made a one-lens camera and with it photographed — animated pictures — some were taken on Leeds bridge in 1888. He also made a projecting machine and thus initiated the art of kinematography. He wos assisted by his son & by Joseph Whitley & James W!! Longley & Frederic Mason of Leeds.This tablet was placed here by public subscription.
Луи Эме Огюстен Ле Принс на этом месте имел мастерскую, где изготовил однообъективную камеру и с ее помощью снимал — анимированные фотографии, некоторые из которых были сняты на мосту Лидса в 1888 году. Он также изготовил проекционный аппарат и тем самым положил начало искусству кинематографии. Ему помогали его сын & Джозеф Уитли & Джеймс Вм. Лонгли & Фредерик Мейсон из Лидса. Эта табличка была установлена здесь по общественной подписке.
* * *
В настоящее время на доме установлена эта памятная табличка, а бронзовая хранится в музее города кино ЮНЕСКО Брэдфорде.
LOUIS LE PRINCE
Louis Aime August Le Prince came to Leeds in 1866 where he experimented in cinematography. In 1888 he patented a one-lens camera with which he filmed Leeds Bridge from this British Waterways building. These were probably the worldʼs first successful moving pictures.
ЛУИ ЛЕ ПРИНС
Луи Эме Август Ле Принс приехал в Лидс в 1866 г., где экспериментировал с кинематографом. В 1888 г. он запатентовал однообъективную камеру, с помощью которой снимал мост в Лидсе с этого здания British Waterways. Вероятно, это является первым успешным опытом создания киноизображения.
Город кино ЮНЕСКО
в городке Бредфорд на севере Англии
В Брэдфорде находится уникальный музей — Национальный Музей Науки и СМИ, который владеет самой большой экспозицией, посвященной настоящему изобретателю кино — Луи Эме Огюстену Ле Принсу и его однообъективной камере, которую он сконструировал в 1888 году. К сожалению, в 1890 году Лепренс исчез при загадочных обстоятельствах как раз накануне публичной демонстрации своего изобретения и первых фильмов, и был навсегда стерт со страниц истории кино, а вся слава досталась братьям Люмьер, которые смогли продемонстрировать свои фильмы только шесть лет спустя в Гранд Кафе в Париже.
В 2003 году отделение кино и телевидения Лидского института было названо в честь Ле Принса. Во французском городке Лионе до сего времени действует Ассоциация друзей Ле Принса (фр. L'Association des Amis de Le Prince).
В Пикториально-магическом кино-фотореализме Национального Авторского Кинематографа и Творческой Фотографии Луи Ле Принсу отведено достойное место
* Генеалогическое древо кинематографа как Национального Авторского Кинематографа позиционирует Луи Ле Принса первым изобретателем кинематографа и первым кинофотохудожником провозгласившим кинематограф в квадратном формате (потенциал формата «Динамический квадрат»). Эра Национального Авторского Кинематографа ведет свое летоисчисление с 14 октября 1888 года (даты съемки первого в мире фильма в этом формате «Сцена в саду Раундхэй» (англ. Roundhay Garden Scene).
* День рождения Луи Ле Принса, 28 августа, 1841 г. отмечается как дата основоположника нашего направления в киноискусстве гармонического сочетания авторского КИНОдокумента и КИНОпоэзии.
* * *
12 июня — День кинофотохудожника. Эта дата не случайна и будет отмечаться в Этнических киногородках как День кинофотохудожника. Съемка Братьями Люмьер первого хроникально-документального короткометражного фильма «Прибытие делегатов на фотоконгресс в Лионе / Le Débarquement du Congrès de Photographie à Lyon» была произведена 11 июня 1895 года во время организованной для участников Лионского конгресса Фотографического общества экскурсии по Соне и высадки делегатов на набережной Пастор города Невель-на-Соне. Сейчас на этом месте в честь проведенной тогда киносъемки установлена памятная доска. Фильм был оперативно подготовлен к показу и уже 12 июня 1895 года продемонстрирован на закрытии конгресса. Этот показ можно считать символическим союзом фотохудожников и кинооператоров.
Каллиграфия в пикториально-магическом кинофотореализме
Кинофотохудожник национального авторского кинематографа и творческой фотографии в процессе обучения постигает и основы национальной каллиграфии, но с определенной спецификой, которая выражается в том, что каллиграфия в его творческом процессе не является самодостаточной дисциплиной, а представлена в виде фотокаллиграфии (объединении фотографических слоев с каллиграфическим текстом). Ближе всего к этому творческому процессу находится классическое изобразительное искусство Дальнего Востока (Японии, Китая). Кроме этого в обязанности кинофотохудожника входит разработка и выполнение авторских каллиграфических титров в своих кино;-видеопроектах, а также каллиграфическое оформление сопутствующего материала — буклетов, тематических фотоальбомов. В зависимости от одаренности кинофотохудожника диапазон черкесской каллиграфии может быть расширен до любого направления арт-каллиграфии и представлен в различных материалах (бумага, камень, дерево, глина, метал, кость и др.).
Сочетание авторского каллиграфического текста и изобразительного материала требует выработки определенного лаконичного цельного национального композиционного мышления в координатах первичной мифологии* конкретного этноса.
Для одних культур это условие не является проблемой, для других требует определенных усилий по возрождению, развитию и переосмыслению пантеистических изобразительных основ этнической традиции.
*Первичные национальные (этнические) природные мифологии — это живое древо этноса с корнями, уходящими вглубь родной земли, с кроной усыпанной цветами, семенами и плодами конкретной культуры. Это циклическое время с годовыми сезонными ритмами. Первичная мифология — фундаментальная основа Национального авторского кинематографа и творческой фотографии. Первичные мифологии формировались тысячелетиями и максимально гармонизированы с законами Природы и национальными ландшафтами коренных народов.
Вторичные мифологии универсальных трансцендентных теологий и многочисленные третичные течения, использующие в своих произведениях элементную базу различных мифологических систем в произвольной эклектике жанра «фэнтези» ( «fantasy») не входят в сферу деятельности кинофотохудожников.
Черно-белая, цветная фотография и кинематограф
В пикториально-магическом кинофотореализме существует следующая иерархия технологий:
I
Cеребро
(черно-белая классическая серебряно-галоидная фотография и кинематограф)
II
Гибридные технологии
(первичный серебряно-галоидный оригинал — оцифровка)
III
Цифра
(цифровой кинематограф и фотография)
Последовательность освоения навыков профессии кинофотохудожника
в пикториально-магическом кинофотореализме:
1. черно-белая классическая серебряно-галоидная фотография
2. гибридные технологии
3. цифровая фотография (монохромная и цветная)
4. цифровой кинематограф (монохромный и цветной)
5. классический серебряно-галоидный черно-белый кинематограф
Для постижения этих изобразительных (визуальных) видов творчества от кинофотохудожника требуется поэтапное усвоение многих навыков и умений, где главное заключается в выработке особого художественного мышления.